|
Корр.: Уважаемый Муса, этот год был насыщенным на события разной направленности. Какое событие вы лично оценили бы как самое яркое и показательное?
М. Т.: Трудно выделить какое то одно событие среди произошедших в мире. Пожалуй весь год был годом завышенных ожиданий и напряженным в целом.
Но если назвать какое то одно событие, то это пожалуй операция НАТО в Ливии и тот фарс, который в России назвали «выборами» ? Хотя в России всегда были подобные « выборы » ? Я бы назвал их «выборами без выбора»... По хорошему удивила реакция части российского общества. Может быть и в России проявится гражданское самосознание, может быть толпа превратится в народ и поймёт, что это их страна, и оне не принадлежит кучке чекистов, которые бывшими не бывают...Корр.: Любая общность людей нуждается в объединительной идее. В ней заключен смысл существования этой общности. Наша Родина находиться в стадии поиска своей самоидентичности. Как вы предполагаете, на какой основе произойдет сближение позиций всех сторон и что явится тем самым связующим звеном?
М. Т.: Объединительной идеей для людей может послужить идеи свободы, которая близка всем. Свобода и уважение к достоинству и правам каждой личности. Что касается того понятия родины, который вы вкладываете в вопросе, я не считаю Россию своей Родиной. Родился я в СССР, которого уже нет, а являюсь гражданином ЧР-Ичкерия, которая оккупирована Россией и которую усиленно в России пытаются забыть и стереть из памяти. Поэтому я не могу сказать, что Россия моя родина, тем более, что даже по словам её марионетки, Кадырова, убито Россией в ЧР-Ичкерия 300 000 граждан страны.
Сближение может произойти (если говорить о чеченцах) только после размежевания. Здоровое общество могут создавать только свободные люди. Любая форма гос.устройства, любые отношения основанные на насилии в долгосрочной перспективе, обречены на провал. Сила не может быть постоянной величиной, когда нибудь она слабеет и тогда, сжатая пружина распрямляется... Сейчас в современная Россия является имено сжатой пружиной, подавлено всё, что возможно.
Корр.: Явно подложные выборы в ГД РФ всколыхнули страну. Большинство граждан, в большей степени аполитичных, задело оскорбление чувства человеческого достоинства и многие из них вышли на протестные митинги по стране. Вам это ощущение близко и понятно. Каков ваш прогноз последующих событий? Возможно ли, что в нашей стране сложиться активное гражданское общество?
М. Т.: Как я писал выше, это были не выборы. Чтобы это понять достаточно взглянуть на результаты, которые нарисовали в оккупированной ЧР-Ичкерия. О том, что убиты сотни тысяч чеченцев, я сказал выше, ну вот и представьте - стали бы родственники убитых голоcoвать за убийц ? И возможно ли подобное на Кавказе, где в памяти поколений хранятся события тысячелетнего прошлого и где каждый знает своё прошлое на многие многие сотни лет назад… ?
Прогнозировать события в России неблагодарное занятие. Это страна с тёмным будущим и как назвал её кто то - «непредсказуемым прошлым» . Ясно одно, что так больше продолжаться не может. Тут уже ситуация по Ленину – "верхи не могут, а низы не хотят" терпеть подобную ситуацию. Как и что произойдёт, сказать сложно, но изменения будут и думаю, кардинальные.
Корр.: У нас на протяжении многих веков прививалась культура рабства. Чинопочитание и возведение кумиров – стало обязательной частью культуры. Их навязывает власть, их навязывает религия, о них как о традиции вещает большинство родителей своим детям. Понятно, что одним махом этот вопрос не выправить. Но все же, что должно стать первым фундаментальным шагом в направлении свободы?
М. Т.: В современном мире религия превратилась в инструмент политики. Должна ли быть религия вне политики, скорее нет, чем да, так как политика это совокупность всех проявлений общества. Но к сожалению и здесь вы правы, через квази-религию сегодня на Кавказе (и не только) пытаются обуздать стремление народов к Свободе, к справедливости. Раcxожее утверждение – любая власть от Бога, выдумано именно подобными «богословами» и всё это, чтобы стреножить тех, кто пытается заявить о несправедливости власти или пытается выразить своё недовольство, либо противодействовать ей. Напротив, ислам велит нам всем противодействовать несправедливости: делом, имуществом, дуа, сердцем. Если человек не может изменить и воспрепятствовать несправедливости или опасается за свою жизнь, то тогда он не должен принимать участия в подобном. Сегодны у нас растёт молодое поколение алимов, будем ждать пока они наберутся знаний и опыта в вопросах религии, но каждый из нас, в глубине своего сердца знает – что можно, а чего нельзя. Что плохо, а что отвратительно. А сейчас, на данном этапе, думаю, что нам нужна терпимость друг к другу, Это в первую очередь.
Первоoчерeдным должно, стать, по моему мнению, уважение к мнению наших земляков. Нужно научиться слушать и аргументировано, доказательно разъяснять свою позицию и своё мнение. Против силы, нужно выставлять силу, а против слова и идеологии – идеологию. У нас же, порой, против слова выставляют силу, а против силы, и слова сказать не смеют... Этот вопрос наверное ключевой, если мы сумеем на него ответить, то остальные вопросы решаемы.
Корр.: Огромная территория нашей страны при отсутствии должного количества населения, не заселённость многих регионов и в то же время единое мнение о необходимости сохранения цельности страны – две позиции при совмещении требующие очень неординарных решений проблемы. Какое решение этой проблемы предложили бы вы?
М. Т.: Я уже сказал, что не считаю (а это так и есть) Россию своей страной. Проблема, о которой вы говорите, перед российскими гражданами стоит остро. Но без исследования причин этого опустения территорий, решить его они не смогут. Главный, на сегодняшний день, вопрос для русских, как государствообразующей нации, стоит вопрос отсутствия русского государства. Если у других народов, в той или мере, имеется, хоть и на бумаге, свои национально территориальные образования (в виде квази-республик или культурных автономий) и имеются четко очерченные границы их исконных территорий, то у русских, которые создали империю, нет территории, которую они бы могли назвать именно своей. Перед ними стоит дилемма – сохранить территорию и исчезнуть как нация, либо сохранить нацию, но уйти с тех земель, которые они когда то, или их предки, захватили. Усидеть на двух стульях они не смогут. К тому же, русские, появившиеся под таким названием лишь со времён Петра, не могут до сих определиться с самоидентификацией. Если на Кавказе любой коренной житель знает кто он и откуда, знает своих предков до семи колен и более, а тем более знает к какому народу, нации он относится, то в России главный вопрос - кто из них русский или нерусский... Создавая империю, именно русские ассимилировали в себе огромное количество народов, которые сейчас и не знают к какому этносу, народу, нации они относятся.
Выходом я вижу роспуск этой квази-федерации, предоставление всем народам империи права на самоопределение и уже после избрания этими народами своих легитимных руководителей, создавать добровольное объединение, если этого пожелают эти народы. Каким оно будет – федерацией, конфедерацией, это право именно народов. Все остальные методы, это имперский путь.
Корр.: Кавказ является самым, без ложной скромности, уникальным составным федерации. История этого региона, обычаи и языки народов, населяющих Кавказ – всемирное достояние. Но в то же время это один из самых социально нестабильных регионов страны. Какие шаги могли бы, на ваш взгляд, содействовать миру в регионе?
М. Т.: Признание на уровне международных институций, с обязательным привлечением представителей всех мировых конфессий (имею в виду авраамических) Кавказа Всемирным Достоянием, объявление Кавказа демилитаризованной зоной, памятникoм всемирной истории, изучением истории, языка, традиций которого должны заниматься все известные научные центры - примерно так я представляю будущее Кавказа. Моя мечта увидеть Кавказ конфедеративным Государством, где права и свободы каждого будут гарантированы и защищены.
Корр.: Девизом для нашего проекта мы выбрали тезис «Ребёнок – достояние Мира» (А. Баянов) и считаем, что в современном мире именно отношение к ребенку должно стать превалирующим. Как вы расшифровали бы значение нашего девиза?
М. Т.: Ребёнок без взрослого не сможет вырасти, встать на ноги. Таковым Всевышний создал этот мир. Без отца, который будет добывать средства к существованию и защищать от опасностей и без матери которая будет кормить и давать первые уроки жизни, ребёнок не выживет. Мы же не о Маугли говорим, а о достойном человеке, который сможет твёрдо стоять на ногах и нести в себе нравственные начала, без которых (а передать ему их могут также только отец и мать) он просто не выживет, а если выживет, то будет каким либо детёнышем выкормившего его животного или зверя. Поэтому, я считаю, что этот лозунг, конечно же звучит хорошо, но он немного наивен. Каждое создание Всевышнего это и есть Достояние Мира.
Когда то, с двух созданий Всевышнего (а сотворил Он их уже зрелыми, а не детьми, что также указывает необходимость родителей), начался род человеческий и одно это должно заставить нас задуматься насколько ценен каждый из нас !
Корр.: Уважаемый Муса, благодарим вас за согласие дать интервью и надеемся на продолжительное и плодотворное сотрудничество.
М. Т.: Благодарю вас за вопросы и желаю вам и нам всем, научиться слушать друг друга и искать больше точек соприкосновения. Разъединять нас в этом мире и так, без нашей помощи, слишком много желающих.
Мир вам всем.
Материал для публикации подготовила специальный корреспондент сайта Эльвира Саидова